Литой асфальт (гусасфальт, литая асфальтобетонная смесь) — искусственный строительный материал на основе песка, щебня, минеральных порошков и полимер-битумного вяжущего вещества (тугоплавкий битум).

Относится к классу горячих асфальтобетонных смесей. В рабочем состоянии представляет собой разогретую до 180 °C (температура зависит от технологии производства смеси) высокоплотную пластичную массу чёрного цвета.

Применяется в дорожно-строительной отрасли при асфальтировании для создания твёрдого асфальтового покрытия на дорогах, мостовых переходах, путепроводах, промышленных площадках и других территориях. Эффективен на участках дороги с высокой осевой нагрузкой на поверхность и большой интенсивностью движения. Может использоваться в качестве гидроизолирующего материала.

Асфальтированные покрытия создаваемые с применением литых асфальтобетонных смесей отличаются малой толщиной слоя, высокой плотностью и рельефностью.

Типы литых асфальтобетонных смесей
Технология производства литых асфальтобетонных смесей предусматривает возможность использования каучуковых, целлюлозных и других модифицирующих добавок придающих материалу новые свойства и повышающие его качественные характеристики.

Гусасфальт (от нем. Gussasphalt) — стандартная литая асфальтобетонная смесь применяемая для асфальтирования.
Cероасфальтобетон — литая асфальтобетонная смесь с добавлением технической серы.
Резинобитумный асфальтобетон — литая асфальтобетонная смесь с добавлением каучуковой или резиновой крошки.
Эпоксиасфальт — литая асфальтобетонная смесь с добавлением эпоксидной смолы.
Преимущества литого асфальта
Литая асфальтобетонная смесь является более качественным, износоустойчивым и долговечным материалом по сравнению с традиционной уплотняемой асфальтобетонной смесью. Главными её достоинствами являются высокая плотность, водонепроницаемость и морозостойкость асфальтированного покрытия.

Высокая плотность литого асфальта снижает влияние тяжёлых нагрузок и позволяет уменьшить толщину укладываемого слоя.

Водонепроницаемость снижает негативное воздействие воды на асфальтобетонное покрытие и дорожную конструкцию в целом.

Морозостойкость снижает влияние низких температур в холодное время года, препятствуя образованию трещин, сколов и выбоин.

Покрытие на основе литого асфальтобетона имеет шероховатую поверхность, что усиливает сцепление с автомобильными шинами. Данное свойство является определяющим при выборе литого асфальта в качестве материала для создания асфальтированных гоночных трасс, автодромов, скоростных участков дороги. В зимний период времени литой асфальт более безопасен для движения и относительно устойчив к воздействию шипованной резины.

Недостатки литого асфальтобетона
Дорогостоящий состав литой асфальтобетонной смеси, а также необходимость привлечения спецтехники для подготовки, транспортирования и укладки материала является причиной высокой стоимости её использования по сравнению с традиционной уплотняемой асфальтобетонной смесью.

Малейшее отклонение от технологии производства литого асфальта, влечёт к потере им своих качеств, что в будущем приводит к возникновению колейности, образованию трещин, разломов и других дефектов асфальтированного покрытия.

Высокие требования к соблюдению технологии накладываются не только на процесс производства, но и процедуру укладки литого асфальта, что создаёт необходимость привлечения квалифицированных опытных специалистов, а не рядовых работников дорожного хозяйства.

Особенности проведения работ с использованием литого асфальта
Асфальтирование выполняется при температуре воздуха не ниже −10 °C и температуре укладываемого материала не ниже 180 °C. Применение литой асфальтобетонной смеси не требует последующего уплотнения ручными или самоходными катками. Планировка (выравнивание) выполняется с помощью лёгких ручных или рельсовых валиков.

К месту проведения работ литой асфальт доставляется в специальной ёмкости (кохере), оборудованной системой принудительного перемешивания и подогрева. Система подогрева поддерживает необходимую температуру литого асфальта, а система перемешивания сохраняет его пластичность. Литая асфальтобетонная смесь укладывается в горячем состоянии ручным или механизированным способом. Начало эксплуатации дороги после укладки литого асфальта можно начинать через 8–10 часов, когда уложенная смесь достаточно остынет и наберёт необходимую прочность.