Асфальтоукладчик

Асфальтоукладчик (устар. — дорожный мостильщик) — прицепная или самоходная дорожно-строительная машина, предназначенная для укладки битумных смесей, щебня, балластных и свободных минеральных смесей с заданной толщиной, шириной, степенью выравнивания, предварительным уплотнением и другими параметрами. Применяется при строительстве автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, сооружений открытой планировки, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, асфальтировании промышленных и сельскохозяйственных территорий.

Одним из первых дорожно-строительных механизмов позволивших в значительной степени повысить качество и ускорить процесс устройства дорожного покрытия стал прицепной асфальтоукладчик, называемый также «дорожным мостильщиком». Прицепной асфальтоукладчик соединялся с грузовой машиной и двигался вместе с ней, равномерно распределяя асфальтобетонную смесь по дороге. Сегодня, по причине стремительного развития дорожно-строительных технологий, в том числе и машиностроения, использование прицепных асфальтоукладчиков практически полностью вытеснено более эффективными самоходными асфальтоукладчиками.

Принцип работы асфальтоукладчика
Асфальтоукладчик, как правило, функционирует совместно с автосамосвалом, содержащим асфальтобетонную или другую смесь. На первом этапе работы асфальтоукладчика, происходит загрузка приемного бункера асфальтобетонной смесью, либо другим материалом. Далее с помощью механизмов, называемых «питатели», смесь поступает в шнековую камеру, где равномерно распределяется по всей ширине укладки. После этого, осуществляется предварительное уплотнение смеси на дорожном полотне, при помощи специального блока плит и валиков.

Современенные асфальтоукладчики имеют электронную систему управления, что позволяет автоматизировать процесс подачи, распределения, и укладки материала. Кроме того, на асфальтоукладчик может устанавливаться датчик контроля подачи материала на распределительный шнек, датчик уклона, контролирующий угол наклона плиты к горизонту, один или два датчика высоты, контролирующих толщину укладываемого слоя. Благодаря разделению выглаживающей плиты на две части и наличию гидросистемы обеспечивающей подъем и опускание рабочих органов асфальтоукладчика, создается плоская, односкатная или двухскатная поперечная поверхность.

Ввиду сезонного характера дорожно-строительных работ, рабочее место оператора асфальтоукладчика как правило открыто или оснащается солнцезащитным тентом. Некоторые производители асфальтоукладчиков по предварительному заказу или в расширенной комплектации предусматривают возможность оснащения рабочего места оператора жесткой кабиной.

Основные характеристики асфальтоукладчика:
тип ходовой части (колесные, гусеничные, комбинированные, рельсовые);
ширина укладки (в метрах);
толщина укладываемого слоя (в миллиметрах);
производительность (тонн в час);
способ приема смеси (бункерный, безбункерный);
вместимость приемного бункера (м.куб);
рабочая скорость укладки (метры в минуту);
транспортная скорость (км/ч);
мощность двигателя (кВт);
тип подогрева выглаживающей плиты (газовый, электрический);
масса машины;
габаритные размеры.
Типы ходовой части асфальтоукладчика:
Гусеничные. До недавнего времени, асфальтоукладчики на гусеничном ходу относились к категории машин с большой производительностью, большой шириной укладки и тяжелым рабочим оборудованием. Современный модельный ряд гусеничных асфальтоукладчиков от разных производителей характеризуется наличием не только сверхмощных высокопроизводительных машин, но и компактных асфальтоукладчиков с минимальной шириной укладки от 0.6 метров для устройства покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек. Гусеничные асфальтоукладчики разделяются на двухопорные и четырехопорные. Основная масса гусеничных асфальтоукладчиков является двухопорными. Четырехопорные характерны для асфальтоукладчиков с большой шириной укладки, где требуется максимально точное соблюдение уровня поверхности. Во избежание повреждения поверхности во время работы асфальтоукладчика, придания ему более мягкого хода, повышения сцепления с поверхностью и увеличения транспортной скорости траки гусеничных асфальтоукладчиков изготавливают из резины или снабжают резиновыми накладками. Так как резиновые гусеницы со временем подвергаются растяжению, асфальтоукладчик оснащают гидроцилиндрами автоматического натяжения гусениц.
Колесные. Колесный тип ходовой части асфальтоукладчика характерен для машин малой и средней производительности, работающих в городских условиях, где требуются частые перемещения с объекта на объект. Транспортная скорость колесного асфальтоукладчика достигает более 20 км/ч (в отличие от тихоходных гусеничных машин). Асфальтоукладчики на колесном ходу бывают двух-, трех- и четырехосными с одной или двумя ведущими осями.
Комбинированные. Данный тип асфальтоукладчиков имеет гусеницы в качестве рабочего и пневмоколеса в качестве транспортного хода. Такое сочетание позволяет достичь высокого качества непосредственного выполнения работ в сочетании с высокой скоростью транспортировки между объектами.
Рельсовые. Рельсовые асфальтоукладчики применяются довольно редко, как правило при строительстве крупномасштабных объектов. Объясняется это наличием дополнительных расходов на прокладку путей для движения асфальтоукладчика и сложностью транспортировки такой техники непосредственно на объект.
Тип ходовой части асфальтоукладчика является одной из главных характеристик определяющих выбор асфальтоукладчика для выполнения тех или иных работ. Гусеничные асфальтоукладчики способны обеспечить более качественное выполнение работ в сравнении с колесными, т. к. позволяют достичь идеальной ровности покрытия. Гусеничные асфальтоукладчики более стабильны и устойчивы в работе за счет своего веса и высокого тягового усилия по сравнению с колесными. Минусами гусеничных асфальтоукладчиков является низкая маневренность и тяжелый вес. Практически все асфальтоукладчики с шириной укладки более 7 метров являются гусеничными. Таким образом можно говорить о том, что асфальтоукладчики на гусеничном ходу, являются более эффективными по сравнению с колесными.

Типы подогрева выглаживающей плиты асфальтоукладчика:
Газовый. Газовый подогрев (в качестве газа используется пропан) дает возможность быстро нагревать плиту не влияя при этом на расход топлива асфальтоукладчика. Зажигание газа в системе обогрева плиты и контроль ее температуры, как правило автоматизированы. С другой стороны возникает необходимость периодически менять газовые баллоны. Следует также заметить, что газ относиться к взрывоопасным веществам поэтому требуется постоянный контроль и соблюдение дополнительных мер безопасности.
Электрический. Электрический подогрев более удобное решение, т. к. не требует постоянного контроля со стороны оператора. С другой стороны, электрический нагрев плиты увеличивает расход топлива, к тому же, элементы для подогрева также требуют периодической замены.
Специальные типы асфальтоукладчиков
Малогабаритные (тротуарные) асфальтоукладчики. Довольно часто возникает необходимость укладки асфальта для пешеходных дорожек, тротуаров, небольших участков возле строений, спортивных площадок, т. е. тех мест где возможность маневра крупной дорожной техники ограничена. В таких случаях укладка и выравнивание асфальта может производится вручную, а уплотнение с помощью виброплит или ручных катков. Но при таких условиях невозможно обеспечить ровность поверхности и равномерность распределения укладываемого материала. Для решения таких проблем специально разработаны малогабаритные асфальтоукладчики с шириной укладки от 0.6 м. Данный тип асфальтоукладчиков может быть как на гусеничном так и на колесном ходу.

Асфальтоукладчики для укладки двух слоев (компакт). Некоторые модели асфальтоукладчиков имеют возможность производить укладку двух слоев асфальта одновременно (базового слоя и слоя износа). Преимущество такого подхода, в сокращении времени на выполнение всех работ, снижении стоимость работ, увеличении качества дорожного полотна и его долговечности. Данный тип асфальтоукладчика в основе своей имеет двухбункерную конструкцию для крупнозернистой и мелкозернистой или песчаной асфальтобетонной смеси, а также две выглаживающие плиты для равномерного распределения смеси. Некоторые модели оснащаются системой распыления горячего битума.

Отечественные и зарубежные производители асфальтоукладчиков
Европа, США: Vogele (концерн Wirtgen Group), ABG (концерн Volvo), Dynapac (концерн Atlas Copco Group), Bitelli, Bomag, Marini, Demag, Volvo, Caterpillar, Roadtec, Cedarapids (корпорация Terex).
В последнее время количество предложений на рынке дорожно-строительной техники существенно выросло за счет появления продукции китайского производства. Несмотря на заявляемое качество и надежность продукции, изготовленной якобы по чертежам таких известных производителей как Vogele, Dynapac и др., данная продукция на сегодняшний день может составлять конкуренцию более именитым производителям только в цене, но не в качестве производимых работ и надежности самой техники.