Земляные работы

Подготовительные работы на Трассе вновь строящейся дороги заключаются в основном в удалении за пределы дорожной полосы древесных и. кустарниковых растений, дернового слоя и корней растительного покрова. К подготовительным работам относится также рыхление тяжелых грунтов, облегчающее их разработку землеройного и машинами.

Земляные работы состоят из возведения земляного полотна, сооружения системы водоотвода (боковых кюветов, нагорных и водоотводящих канав), вскрыши при трассовых карьеров, разработки и доставки добытых в карьерах дорожно-строительных материалов (песка, гравия) на полотно строящейся дороги. Земляные работы в различных областях строительства весьма разнообразны, что обусловливается характеристиками разрабатываемых грунтов, дальностью перемещения грунтовых масс и требованиями, которые предъявляются к искусственным грунтовым сооружениям.

В дорожном строительстве земляные работы ограничиваются разработкой естественно залегающих грунтов до V категории включительно; дальность же перемещения разработанного грунта определяет в основном выбор машин для производства работ. Машины, применяемые для земляных и подготовительных работ в дорожном строительстве, по существу являются прицепным или навесным оборудованием, работающим с серийными гусеничными тракторами или специальными колесными тягачами. Естественно, что характеристики прицепного и навесного оборудования во многом зависят от особенностей базовых тракторов и тягачей, для которых основными показателями, влияющими на производительность, являются развиваемые тяговые усилия и диапазон скоростей движения.

Базовая машина (трактор или тягач) состоит из ходовой части, двигателя и кабины оператора (водителя), снабженной всем необходимым для управления рабочими органами машины и ее ходовой частью.

Возможность работы с различными видами прицепного и навесного оборудования определяет универсальность использования тракторов и тягачей в дорожном строительстве.