Включение шестерен в зацепление

За счет наличия у катков реверсов все три скорости у них могут последовательно работать как для движения вперед, так и для движения назад, поэтому коробки перемены передач у катков специальных задних скоростей, как, например, у автомобилей, не имеют. В коробках перемены передач катков передача вращения с ведущего вала на ведомый осуществляется при помощи трех пар шестерен, имеющих разные передаточные числа. В нерабочем положении шестерни между собой зацепления не имеют, так как на одном из валов они могут быть сдвинуты в сторону (вдоль вала).

При необходимости сообщить катку одну из скоростей вводят в зацепление соответствующую пару шестерен коробки передач, чем и обеспечивают передачу вращения на ведомый вал с нужным количеством оборотов. Такая коробка перемены передач (только без кулисы) установлена на катках марки Д-А и Д-. На ведущем валу этой коробки и ведомом валу насажены шестерни первой скорости и 5, второй скорости и и третьей скорости.

Шестерня вращает вал и находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней реверса, а шестерня 5 передает вращение от коробки перемены передач на заднюю ось и находится в постоянном зацеплении с шестерней дифференциального механизма. Шестерни -5 насажены на ведущий вал и закреплены на нем неподвижно на шпонках, а шестерни, и свободно перемещаются по валу на шлицах для зацепления с соответствующими шестернями на валу. Включение шестерен в зацепление (или включение скоростей) осуществляется рычагом в кулисе.

Передвигая рычагом валики, на которых закреплены вилки, передвигают шестерни вдоль вала до зацепления, при этом фиксаторы определяют положение шестерен для той или иной скорости. Это устройство дает возможность включать только одну какую-либо передачу, чем устраняется возможность поломки коробки передач при одновременном включении двух скоростей.