Соединения с ведущими дисками и муфт сцепления

В двух вальцовых двухосных и трех вальцовых трехосных катках Вращение от коробки перемены передач при помощи цепного или шестеренчатого привода (реже червячного) передается непосредственно на вальцы. Реверс предназначается для быстрого и плавного переключения направления движения катков с переднего хода на задний и обратно. Для полного уплотнения укатываемого материала каток должен пройти по одному месту несколько раз, для этого катки проходят передним ходом всю длину укатываемого участка, а затем возвращаются назад задним ходом, работая по типу челнока.

При работе на коротких участках асфальтобетонных покрытий на катках переключают направление движения несколько десятков раз в час. Реверс состоит из двух раздельных шестеренчатых передач, которые подобраны так, что одна из них может передавать приводному валу правое вращение, а другая левое. Каждая из этих передач имеет свою муфту сцепления, при помощи которой она может быть в нужное время включена на правое или левое вращение. Наибольшее распространение на современных катках получили два типа реверсов, один из которых работает при помощи трех находящихся в зацеплении конических шестерен, а второй при помощи двух пар цилиндрических шестерен.

Реверс с коническими шестернями имеет вал, на который свободно насажены две конические шестерни и, имеющие удлиненные втулки, на которых закреплены ведущие диски и муфт сцепления. На концах вала 5 на шлицах свободно передвигаются ведомые диски и муфт сцепления, которые двигаются вдоль вала 5 до соединения с ведущими дисками и муфт сцепления. Привод от двигателя на реверс передается через шестерню, находящуюся в постоянном зацеплении с шестернями и, которые вращаются в разные стороны.