Реверсы с коническими шестернями

Передача вращения со стороны муфты 5 имеет три цилиндрические шестерни (с промежуточным валиком). В этом случае за счет промежуточной (паразитной) шестерни крайние шестерни и будут вращаться в одну сторону. Последовательным включением муфт сцепления и 5 можно сообщить ведомому валу вращение в ту или другую сторону или остановить его, выключив муфты и 5. Реверсы с коническими и цилиндрическими шестернями одинаково надежны в работе, но реверсы с цилиндрическими шестернями в эксплуатации проще, так как не имеют осевых усилий, возникающих при работе конических шестерен.

Реверсы с цилиндрическими шестернями более сложны, так как имеют больше шестерен, чем реверсы с коническими шестернями (пять вместо трех). Реверсы с цилиндрическими шестернями применяются в тех случаях, когда привод ведущих вальцов осуществляется системой параллельных валов (ось двигателя параллельна оси ведущего вальца), как это сделано у катка марки Д-А. Реверсы с коническими шестернями применяются тогда, когда двигатель на катке установлен перпендикулярно оси ведущего, вальца. Пои этих условиях можно избежать установки тяжелых конических шестерен на главной передаче дифференциала, работающих на малых оборотах с большими осевыми усилиями, и заменить их цилиндрическими шестернями, работающими только с радиальными усилиями, как это сделано у катка марки Д-. Коробка перемены передач в дорожных моторных катках предназначена для изменения скорости передвижения катка.

Катки строятся с коробками перемены передач, имеющими три (реже две или четыре) скорости, в том числе две рабочие скорости, на которых производится укатка, и третья скорость — транспортная.

Катки передвигаются на первой скорости от,5 до,0 км час; на второй от,0 до,0 км час и третьей скорости — до 5,0- ,0 км час. Легкие катки имеют скорости несколько большие, чем тяжелые катки.