Разгрузка нерудных материалов

Следует отметить, что эти погрузчики отличаются высокой стоимостью, неманевренны и требуют капитальных складских устройств. Очевидно, что в текущем семилетии необходимо создать для широкого применения на базе легких маневренных колесных и гусеничных тягачей и самоходных одноковшовых погрузчиков съемные устройства — сталкивающие отвалы для разгрузки сыпучих материалов с железнодорожных платформ. Для разгрузки из гондол песка, щебня,, гравия и других сыпучих строительных материалов применяются разгрузчики портального типа, у которых в качестве разгрузочных рабочих органов обычно используются ковшовые элеваторы, а для подачи материала в штабели — транспортеры.

Эти разгрузчики более универсальны, чем сталкивающие, так как с их помощью можно разгружать как гондолы, так и платформы.

В настоящее время промышленностью освоены и изготовляются портальные цепно-ковшовые разгрузчики С-492, предложенные Ш. С. Хабибулиным. Производительность их 300- 450 т час. Длина рабочей кромки ковшей этой разгрузочной машины позволяет производить захват материала одновременно по всей ширине вагона, без применения дополнительных подгребающих устройств, что обеспечиваёт вычерпывание из вагона за один рабочий проход машин всех частиц материала крупностью до 200 мм. Серийно изготовляемые промышленностью разгрузчики не приспособлены для выгрузки смерзшихся нерудных материалов из платформ и полувагонов.

К числу таких машин относятся: портально-экскаваторный разгрузчик Сталинградского шамотного завода; буро-фрезерная рыхлительная машина завода № 6 Глазмоежелезобетона; переносные виброрыхлителя Сталинградтидростроя и др. Буро-фрезерная машина и виброрыхлитель показали хорошие результаты; они могут быть применены в сочетании с разгрузочными машинами Т-482А, С-492 и др. Создание высокопроизводительных машин для разгрузки из вагонов смерзающихся нерудных материалов остается, однако, серьезной задачей.

ВНИИстройдормаш провел работы по созданию гидрогрейфера в качестве рабочего органа для портальных разгрузчиков.