Работа в сцепе с трактором

Работы, завершающие строительство дорожного земляного полотна, — планирование и профилирование поверхности и откосов насыпи, кюветов, резервов, кавальеров и т. п. — в недавнем прошлом выполнялись грейдерами, прицепными к гусеничным тракторам. Грейдерами осуществлялось также сооружение корыта для укладки покрытия проезжей части дороги, планирование и профилирование его дна, распределение слоя песчаного основания и щебеночного несущего слоя дорожной одежды, а также отделка обочин после укладки покрытия. Эти же машины использовались в сельском хозяйстве и гидротехническом строительстве для планирования и профилирования элементов инженерных сооружений. В летнее время трейдеры использовались для строительства грунтовых дорог в нулевых отметках, а зимой для очистки этих дорог от снега.

Таким образом, грейдеры являются машинами многоцелевого назначения. Кроме того, грейдер может быть оснащен вспомогательным оборудованием кирковщика, служащего для рыхления тяжелых грунтов и старых дорожных покрытий. Работа в сцепе с трактором обусловливала низкую маневренность грейдера из-за большой длины двух машин и необходимость обслуживания одного сцепа двумя рамами.

Конструкция самоходного грейдера (автогрейдера) объединяет в себе функции ходовой части и рабочего оборудования. Автогрейдер управляется одним водителем.

В настоящее время в нашей стране прицепные грейдеры повсеместно вытесняются самоходными грейдерами, или автогрейдерами. Заводами налажено серийное производство автогрейдеров трех типоразмеров — тяжелого Д-144, мощностью 93 л. с. и весом 13,5 т, и легких — Д-265 весом 8,7 г и В-10 весом 10,2 т, мощностью по 54 л. с. В конце 1958 года автогрейдер Д-265 заменен несколько улучшенной конструкцией — Д-465.