Прицепные тракторные скреперы

Навесные орудия и прицепные машины к гусеничным тракторам мощностью 100, 140 и 250 л. с. разработаны и осваиваются на Челябинском заводе им. Колющенко ведущими конструкторами С. В. Соколовским, Н. И. Кизряковым и М. А. Зиминой под руководством С. М. Тарасова. Перспективным является создание в нынешнем семилетии конструкции базового трактора мощностью 400- 500 л. с. с автоматической или полуавтоматической трансмиссией для регулирования скорости движения в зависимости от сопротивлений, без участия водителя. У этого трактора необходимо также обеспечить независимый отбор мощности с использованием почти полной мощности для привода рабочих органов и незначительного ее остатка — для привода ходовой части на низких рабочих скоростях движения. Этот трактор должен быть приспособлен для использования с прицепным и навесным оборудованием на разнообразных строительных (земляных и подготовительных) работах.

Освоение его необходимо осуществить в ближайшие годы.

Кроме бульдозеров, широкое применение на земляных работах с дальностью перемещения грунта на 100- 300 м находят прицепные скреперы, работающие на буксире гусеничных тракторов. Скреперы выполняют полный комплекс операций, т. е. производят выемку грунта из массива, транспортирование выкопанного грунта в насыпь, отсыпку и планирование перевезенного грунта и частичное уплотнение его колесами при последующем движении по насыпи. Широкое применение скреперов в дорожном строительстве подтверждается статистическими данными, согласно которым из общего объема земляных работ почти 11 % выполняются скреперами.

В послевоенные годы в Советском Союзе было освоено производство скреперов с емкостью ковша 1,5-15 м3. Промышленное использование скреперов наибольших емкостей — 10 и 15 м3- задерживалось из-за отсутствия серийно выпускаемых тракторов мощностью свыше 100 л. с. В настоящее время, в связи с освоением трактора мощностью 140 л. с, становится реальным применение на строительстве скреперов с емкостью ковшей 10 и 15 и3. Первый из них загружается трактором Т-140 и транспортируется им в любых трудных условиях; второй скрепер может загружаться трактором Т-140 с помощью толкача-бульдозера, навешенного на трактор С-80 или Т-140.