Оптимальная граница

Вопрос о применении тех или иных типов базовых машин должен решаться с учетом экономической эффективности их использования в каждом конкретном случае. Эффективность машины зависит в основном от дальности транспортирования грунта.

Приведенный на рис. 7, а график показывает, что при небольшой дальности возки, примерно в 100-200 м, производительность скрепера с колесным тягачом незначительно выше, чем у скрепера, работающего с гусеничным трактором. Объясняется это тем, что при малой дальности перемещения грунта колесный тягач не может реализовать свое основное качество — высокую скорость движения, так как для разгона нет пути достаточной протяженности. Кроме того, при малых расстояниях возки не имеет смысла, а по условиям строительства и невозможно.

оборудовать и содержать в порядке постоянные пути для движения машин главным образом из-за короткой их протяженности по сравнению с размерами забоя и отвала. Это объясняется, во-первых, относительной большей производительностью скреперов, работающих с колесными тягачами, чем скреперов, буксируемых гусеничными тракторами. Во-вторых, скреперы с колесными тягачами, как правило, заполняются с помощью толкачей; при этом количество скреперов, обслуживаемых одним толкачом, тем больше, чем больше дальность возки, что обусловливается длительностью рабочего цикла скреперов: чем длительнее цикл скрепера, тем большее их количество может заполнить один толкач.

Следовательно, стоимость работы толкача увеличивает стоимость единицы продукции в меньшей мере при большей дальности транспортирования грунта.

Таким образом, расчетами устанавливается рентабельность использования машин в зависимости от дальности возки грунта. Естественно, что оптимальная граница, разделяющая области применения колесных и гусеничных базовых машин, уточняется в каждом отдельном случае для конкретных условий, в которых проводятся земляные работы, и для имеющихся в наличии землеройных машин.