Машины для разработки мерзлых грунтов

Процесс строгания фрезами или скребками отличается, очень высокой энергоемкостью — на разработку 1 м3 грунта затрачивается до 25 квт ч электроэнергии. Довольно велик также износ рабочих органов.

Комбинированный способ, при котором меньшая часть объема мерзлого грунта разрезается, а большая часть скалывается, проверен при испытаниях нескольких машин. На основе такого принципа разработано сменное оборудование к траншейным экскаваторам ЭТН-251 и ЭТУ-353, ковшовые цепи которых оснащаются специальными рабочими органами. В этом случае вместо ковшей на цепи устанавливаются скребки (клинья), оснащенные выступающими вперед резцами, расположенными с постоянным шагом на режущих кромках скребков.

Резцы прорезают щели в мерзлом грунте, а режущие кромки скребков скалывают грунт в промежутках между резцами. Переоборудованные таким образом многоковшовые экскаваторы разрабатывают ровные траншеи с выбросом грунта за их бровки.

При этом на разработку 1 м3 грунта затрачивается около 5 к вт ч. Опыт, накопленный при экспериментах с многоковшовыми экскаваторами, был распространен на роторные экскаваторы ЭР-4, ЭР-5, ЭР-6, выпускаемые серийно отечественными заводами.

Роторы этих экскаваторов оснащаются резцами и скребками для разрезания и скалывания грунта. Переоборудованные роторные экскаваторы используются для рытья траншей в мерзлых грунтах. Многоковшовые цепные экскаваторы рассчитаны на копание траншей глубиной 2,5-3,5 м при ширине 0,8-1,1 м; с помощью роторных экскаваторов отрывают траншеи глубиной 1,8 м (ЭР-4), 2,2 м (ЭР-5), 1,2 м (ЭР-6) при ширине соответственно 0,9; 1,2; 0,5 м. В тех случаях, когда толщина промерзшего слоя грунта меньше указанных выше максимальных глубин, копающий рабочий орган машины заглубляется в грунт лишь на толщину промерзания, а более глубокие, немерклые слои грунта, разрабатываются последовательно идущими экскаваторами, имеющими рабочие органы обычного ковшового типа.