Левая каретка

Шестерни реверса помещаются в картере коробки перемены передач, а обе муфты расположены — снаружи и легко доступны для регулировки. На ведомом валу реверса между коническими шестернями помещается ведущая цилиндрическая шестерня привода ведущего вала коробки перемены передач.

Коробка перемены передач катка Д-5 имеет четыре цилиндрические шестерни, закрепленные на ведущем валу. Одна из этих шестерен находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней ведомого вала реверса.

На ведомом валу коробки перемены передач помещаются две каретки с шестернями, я, которые передвигаются по шлицам вдоль вала. Правая каретка ведомого вала, имеющая одну шестерню, служит для получения первой передачи, при этом она входит в зацепление с шестерней ведущего вала.

Левая каретка имеет шестерни: большую шестерню которая при зацеплении с шестерней дает вторую передачу, и малую шестерню, которая при зацеплении с шестерней дает третью передачу. При включении первой передачи вращение от ведомого вала реверса через шестерню постоянного зацепления передается ведущему валу коробки перемены передач, а затем через шестерни первой передачи 5 и — ведомому валу коробки перемены передач.

Ведущий и ведомый валы коробки перемены передач вращаются в шариковых и роликовых цилиндрических подшипниках, которые установлены в картере. Картер коробки перемены передач установлен на подрамнике, на котором крепится и двигатель; подрамник устанавливается на основной раме катка.

Для заполнения картера коробки перемены передач маслом в крышке имеется отверстие, закрытое пробкой; для спуска масла в дне картера имеется отверстие с пробкой.

Уровень масла в картере коробки проверяется с помощью контрольной пробки.

На выходном конце ведомого вала коробки перемены передач крепится звездочка цепной муфты для соединения коробки перемены передач с бортовой передачей.