Автоматизация ходовых трансмиссий
В настоящее время известны принципиальные схемы полуавтоматических трансмиссий для гусеничных и колесных базовых машин, например для гусеничного трактора под бульдозеры, погрузчики и другое навесное оборудование. Двигатель через гидротрансформатор и карданный вал приводит сдвоенную коробку передач, от которой. мощность передается раздельно на каждую гусеницу.
Изменение скоростей и реверсирование гусениц производятся также раздельно.
Шестерни постоянного зацепления переключаются гидравлическими сервомеханизмами при помощи многодисковых муфт.
Водитель управляет движениями ходовой части с помощью двух маленьких рычажков, на которые он опирается ладонью руки.
При подаче рычажков вперед включаются скорости переднего хода, при подаче их назад — скорости заднего хода.
Увеличение угла подачи рычажков повышает скорость движения путем включения высшей ступени передач коробки.
Возможно включение одной гусеницы и остановка другой или реверсирование одной из гусениц при непрерывном движении другой; таким образом, осуществляются повороты меньшей или большей кривизны, включая развороты на месте. Изменение скоростей и реверсирование гусениц (в отдельности или обеих вместе) могут производиться на любой скорости движения машины.
Таким включения передач образом, но сравнению с громоздкими рычагами сцепления бортовых фрикционов и коробки передач тракторов с механической трансмиссией описанная трансмиссия и управление ею значительно совершеннее, обеспечивают максимально возможную маневренность машины, наибольшую производительность ее и минимальную утомляемость водителя. Второй вид прогрессивной полуавтоматической трансмиссии для одноосных колесных тягачей состоит из гидротрансформатора, коробки с шестернями постоянного зацепления и пневматическим серво переключением передач при помощи многодисковых сухих муфт. Управление переключением осуществляется рычажком селектором, воздействующим на кран-воздухораспределитель.
Изменение скорости и реверсирование могут производиться при любой скорости и любом направлении движения.